Фактически очень серьезная часть усилий при создании машины тратится на хороший звук в салоне. Да и стоимость и сложность некоторых систем способны вызвать священный трепет. А с чего все началось? Начать стоит, наверное, не с горна и барабанов военного оркестра, сопровождавшего кареты и кавалерию, а с чего-то более приземленного и напрямую связанного с машинами.

Неудача с пластинками

Слушать музыку на ходу, казалось бы, что может быть естественнее. Но оркестр с собой в дорогу не взять, будь владелец машины хоть трижды миллионером, на это нужен как минимум автобус.

Фото: lightpoet, Depositphotos.com

Реклама

Так что история автозвука начинается не с оркестровой ямы и не со специальных инструментов для игры в машине, а с банального радио. Примерно такого же, какое стоит там и сейчас.

Появившиеся в начале ХХ века автомашины пытались сочетать и с новейшими устройствами для записи и воспроизведения звука на тот момент. Например с 7-дюймовыми пластинками, но сложности оказались слишком велики, да и удобство использования носителя на основе пластинки из шеллака, на которую помещалось всего пять минут аудиозаписи, было сомнительным. Разбивалась она легко, а музыкальные произведения на нее целиком не помещались — они тогда еще были очень длинными.

И даже десятидюймовые пластинки не позволяли записать намного больше: один концерт мог занимать целую коробку пластинок, а ресурс носителя был до смешного мал — десяток-другой проигрываний. Первые магнитофоны компании AEG ситуацию несильно исправили, они оказались большими и крайне дорогими. В общем, альтернативы радио в машине практически не было.

Кстати, "пластинки" в машинах все же появились значительно позже, пускай как совсем уж редкая опция. Например, Chrysler c 1956 по 1959 год устанавливал в свои машины highway hi-fi phonograph, предназначенный для воспроизведения особых десяти- и двенадцатидюймовых пластинок на 45 и 33 оборота в минуту.

Реклама

Разработал систему не сам Крайслер, а компания Columbia Special Products, она же выпускала эксклюзивные пластинки для нее, а сами магнитолы собирались ее дочерней компанией CBS. Система не имела коммерческого успеха из-за невысокой надежности как самого проигрывателя, так и малого ресурса пластинок.

Фото: Bill McChesney, wikimedia.org

Вершиной аудиофильского оборудования в машине для применения с пластинками стал чейнжер RCA Victor AP-1. Такое оборудование было доступно для машин Cadillac и DeSoto с 1955 года и производилось примерно до 1962 года. Он использовал более распространенные обычные пластинки на 45 оборотов, поддерживал до шести пластинок с автоматическим переключением. В общем, настоящий хай-тек того времени. Но мы забежали вперед, и сейчас вернемся в 30-е.

Реклама

Первые радиоприемники

Массовому применению радио в машине мы обязаны в первую очередь компании "Моторола" и лично Полу Гюлвину и Биллу Лиру. Первый нанял второго и вместе они разработали первую коммерческую систему, способную работать в автомобиле. Нет, радио в машину ставили и до них, но массово этого не делал никто.

Например, компания Marconiphone поставила радиоприемник в представительский Daimler в Англии еще в 1928 году, но вот продажи таких машин исчислялись десятками. Сказывались сложности с питанием и точностью настройки на радиостанцию. Для работы радио необходимо было несколько напряжений для питания разных частей электронных ламп, причем часто требовалось напряжение свыше тех шести вольт, которыми были ограничены довоенные авто.

В первых приемниках обходились отдельной батарей аккумуляторов для радио, но вскоре проблему обошли, поставив умформер или машинный преобразователь – фактически сочетание электромотора, вращающего генератор, который выдает нужное напряжение или просто переменный ток, годный для дальнейшего преобразования. Проблему точности настройки решили установкой оси переменного конденсатора, использовавшегося для настройки вертикально.

Реклама

Приемник в машине оказался очень популярной опцией, хотя и был не дешев. Например, первые приемники Motorola 5T71 в 30-е годы стоили 120 долларов, тогда как популярный Форд модели А стоил от 385 долларов до 1 400. В общем, опция была более чем престижная.

Первые модели радиоприемников монтировались под сиденьями или в багажник, а вес первой модели составлял от 18 килограммов, и устанавливали ее на специальных салазках, которые позволяли легко унести ее с собой. Не столько с целью предотвращения кражи, сколько для починки, ибо ресурс ламп радиоприемника в условиях постоянных вибраций был крайне мал.

Фото: wikimedia.org, memoiresdeguerre.com​

Реклама

Развитие идеи с радио

Популярность радио в машине вызвала целую волну усовершенствований. В частности, появились миниатюрные металлические лампы, стойкие к вибрациям, и новые их типы. А стандартное напряжение питания ламп с тех пор составляет 6,3 вольта — как раз напряжение бортовой сети автомобиля тех лет (двенадцативольтовый стандарт в те годы еще был редкостью).

Фото: CZmarlin, wikimedia.org

Автопроизводители не желали терять рынок, бывший тогда самым крупным производителем машин в США, а значит, и в мире. Форд уже в начале 40-х годов предложил радиоприемник как стандартное оборудование для своих машин. Разумеется, цена раадиоприемника упала до скромных 40 долларов, а в придачу предложили очень удобную опцию — кнопки предварительной настройки радиостанций.

Реклама

В Европе локомотивом прогресса стала компания Bosch. В сотрудничестве с компанией Idel-Werke, которую поглотила чуть позднее, она раскрутила торговую марку Blaupunkt. Первая модель компании Blaupunkt Autosuper 5 вышла в 1932 году. Это чудо техники весило 12 килограммов и уже тогда оснащалось кабельным пультом дистанционного управления — на передней панели разместить приемник было нельзя.

Уровень цен оказался удивительно схож с уровнем цен заморских конкурентов, и при стоимости в 365 рейхсмарок он составлял около 20% стоимости недорогого авто. В общем, опция была люксовой, но уже в 1939 году на модели Horch 930S радиоприемник был частью заводской комплектации. Но машина эта сама по себе была очень дорогой и престижной.

Horch 930S. Фото: autowp.ru

Реклама

Впрочем, ситуация с ценой на радиоприемники быстро изменилась после второй мировой войны. Бурный рост производства электроники позволил уже в 50-е сделать массовые радиоприемники для самых массовых и дешевых авто. Blaupunkt сделал в 1950 году штатный радиоприемник для модели Kaffer (Жук), а в США уже массово применяли автопоиск радиостанций, да и стандартное оснащение радио получило самое широкое распространение. Впрочем, эра монополии радио на звуки музыки в машине тоже уже проходила.

Фото: Depositphotos.com​

Реклама

Магнитолы: путь к качеству

Пластинки в машине, как мы уже поняли, так и остались экзотикой, а вот магнитофонная лента надолго стала верным спутником автомобиля. Но массовое внедрение началось вовсе не с громоздких катушечных систем. Они, конечно, ставились в лимузины, но вряд ли ими можно было пользоваться в обычной машине. Нет, если бы не магнитофонная кассета, то свою музыку в машине слушать было бы нельзя…

В Америке первым создал магнитофон Эрл Мюнц (Earl "Madman" Muntz). Он переработал студийный стандарт кассеты Fidelipac с бесконечной (закольцованной) лентой для работы с музыкой, а специальные картриджи получили название Autostereo. Аудиодорожка в магнитофонах Muntz Stereo Pak стала стереофонической, а время записи постепенно увеличилось с полутора до пяти минут. Популярность такого формата записи оказалась не слишком высокой, но все же массовое распространение он получил, на таких кассетах выпускались концерты и аудиопередачи. Выпускались системы под этот формат с 1962 года и до начала 1970-х. Пользовался такой системой, например Фрэнк Синатра.

Реклама

Дальнейшим логичным развитием таких систем стал переход на кассету Stereo 8, получившую распространение в США. Выпускались такие кассеты с 1964 года до 1980-х и применялись как раз в основном в автомобильной технике.

Первые кассетники в этом формате появились на Фордах 1966 модельного года. Здесь кассета тоже с "бесконечной" лентой, но длина записи уже 11,5 минуты на каждой дорожке с автоматическим переключением между ними, и всего на нее помещалось таких дорожек восемь, что давало аж 46 минут стереофонического звучания. Но для любителей качественного звука создавались магнитофоны с квадрафонической записью. Время звучания, примерно как у записи на пластинке, позволило массово издавать на таком носителе произведения, записанные под грамзапись.

По-настоящему массовой магнитная запись в машине стала с распространением компакт-кассеты формата Philips 1963 года. Размер, ресурс и удобство использования перевесили многочисленные недостатки кассеты в части невысокого качества записи. Звучание музыки с кассет многие еще помнят: непременный фоновый шум и кнопки систем шумоподавления, немного "плавающий" звук и прочие прелести. Но музыка звучала, и ее с удовольствием слушали.

Реклама

Качество же воспроизведения улучшали вплоть до 90-х годов, явив миру такие шедевры, как Hi-End кассетные деки Nakamichi 1000ZXL и Pioneer 1200. Этот формат вытеснил все прочие форматы кассет, не дал ни единого шанса пластинкам и продержался до начала 2000-х годов как основной формат аудиозаписей в машине. Сменили его только лазерные компакт-диски (CD), но долгая история развития компакт-кассет в машине и новая война форматов — уже тема для другой статьи.