Это не байка: специалисты инжинирингового отделения Porsche в своё время действительно занимались доводкой управляемости и устойчивости, а также давали рекомендации по кузову, подвеске и двигателю.

Наиболее характерный пример – своеобразный «горбик» на крыше, который загружает заднюю ось для лучшей управляемости на высоких скоростях. «Родство» ВАЗ-2108 с автомобилями Porsche (в первую очередь с моделью 924) заметно и в некоторых мелких деталях – например, наружных дверных ручках и рычажках откидывания спинок передних сидений.

Официальная причина сотрудничества с немецким производителем весьма нетривиальна: немцам в лице президента компании Porsche Эрнста Фурмана захотелось каким-то образом компенсировать вред, причинённый СССР в ходе Второй мировой войны. Во всяком случае, эту мысль он озвучил при встрече с министром автомобильной промышленности СССР Виктором Поляковым в 1975 году. И все-таки это была отнюдь не гуманитарная помощь: все делалось за деньги.

Реклама
ВАЗ-2108 и Porsche 924

Изначально соглашение с Porsche сроком на три года предусматривало другие работы с бюджетом 500 000 дойчмарок в год: Ниву с алюминиевыми панелями кузова, бензиновый двигатель, работающий на сверхбедных смесях, а также вариант рестайлинга автомобиля ВАЗ-2103. Все они были выполнены. Кроме того, в рамках сотрудничества с 1976 по 1978 гг. на заводе Porsche постоянно находилась группа ВАЗовских специалистов – дизайнеров, кузовщиков, двигателистов.

Пластилиновый макет ВАЗ-2108

В январе 1980 года ВАЗ заключил контракт с Porsche по проекту «Гамма» – будущему автомобилю ВАЗ-2108. Изначально договор предусматривал только разработку «восьмерки» – трехдверного хэтчбека с двигателем рабочим объемом 1,3 л, хотя сами ВАЗовцы параллельно занимались всем семейством – то есть и пятидверным кузовом, и моторами другого рабочего объема (1,1 и 1,5 л).

Реклама

Уже с осени 1980 года специалисты немецкой компании начали вносить свои предложения по будущему советскому хэтчбеку – в частности, это именно они предложили передний лонжерон, заходящий в пороги пола. Аналогичное решение было реализовано на новейшем на тот момент автомобиле гольф-класса Opel Kadett.

Реклама
Opel Kadett 1979-84 годов выпуска

Специалисты Posrche вносили и предложения по конструкции двигателя, а также занимались доводкой управляемости будущей «восьмерки» на полигоне. Именно они также внесли предложения по комплектующим, на которые позже была приобретена лицензия (стойки передней подвески, конструкция задней балки, радиатор, карбюратор, стеклоподъемники и т.д.).

«Восьмерка» потихоньку обретала свой известный облик, и уже в 1981 году новые прототипы, в соответствии с правилами Porsche, назывались «серией 100». После доводки в 1983 году на опытных образцах серии 300 были успешно проведены приёмочные испытания. В итоге специалисты Porsche также дали рекомендации по оптимизации конструкции камеры сгорания, а также улучшению систем питания и зажигания.

Реклама
ВАЗ-2108 предсерийный

Не стоит думать, что авторство конструкции двигателя принадлежит немцам: его спроектировал коллектив молодых тольяттинских конструкторов (Г. Литвин, В. Мешков, А. Паламарчук, А. Симульман, А. Сорокин). Однако компания Porsche в соответствии с контрактом осуществила комплекс доводочных работ по двигателю 2108 объемом 1,3 л.

Интересная деталь: в это же время то самое инжиниринговое отделение Porsche по заказу испанской фирмы SEAT занималось доводкой очень похожего автомобиля – хэтчбека SEAT Ibiza. В его экстерьере можно заметить некоторые элементы, схожие с «зубильными», – например, центральную стойку или дверные ручки.

Реклама
SEAT Ibiza 1984

В отличие от советских конструкторов, у которых прямо по Маяковскому была «собственная гордость», испанцы не отказались от возможности украсить клапанную крышку гордой надписью «System Porsche», что явно повышало рейтинг малолитражки в глазах потенциальных покупателей.

«Восьмерка» же всю жизнь довольствовалась негласной славой автомобиля, так или иначе обладающего неким геном Porsche – по крайней мере, в части ходовых качеств. Видимо, этим и объясняются харизматичность трёхдверного переднеприводника и любовь к нему даже у сегодняшнего «поколения Facebook».