Теория глобального потепления стала в Европе настоящей религией, а главным её пророком назначена шведская школьница Грета Тунберг – «человек года» по версии американского журнала Time. В то время как Урсула фон дер Ляйен рассказывала о намерении к 2050 году добиться в Европе полной климатической нейтральности и потратить на это триллионы евро налогоплательщиков, Грета и её соратники участвовали в «Марше за Климат» в Мадриде, где проходит очередная Конференция ООН по изменению климата. Казалось бы, активисты должны быть довольны тем, что политики сделали борьбу с изменением климата своей главной задачей, но нет – Грета сотоварищи считают, что политики их предали и собираются лишь для того, чтобы «договориться о всевозможных лазейках», которые помогут им ускользнуть от решения реальных проблем.
Грета и другие алармисты (так называют сторонников теории глобального потепления, а тех, кто считает эту теорию фейком, называют скептиками) постоянно ссылаются на некие научные исследования, в которых говорится, что неконтролируемое потепление более чем на 1,5 градуса по Цельсию станет для планеты катастрофическим. А главной причиной этого потепления алармисты называют создающие парниковый эффект антропогенные выбросы СО
Большинство политиков тоже ссылаются на некий консенсус учёных, утверждающих, что СО
«Общераспространенные модели в отношении климата, на которых основана современная международная политика, несостоятельны. Жестоко и поспешно требовать тратить триллионы на основании результатов этих несовершенных моделей. Нынешняя климатическая политика бессмысленно и жестоко подрывает экономику, подвергает риску жизни людей в странах, не имеющих доступа к недорогой и надежной электроэнергии».
Заметим, что скептики не отрицают факта глобального потепления, но, ссылаясь на вполне конкретные научные данные, утверждают, что причина его – вовсе не в парниковом эффекте. Планета Земля знала периоды, когда концентрация СО2 в воздухе была в десятки раз выше, чем сейчас, и это не привело к исчезновению жизни. Наоборот, СО2 – жизненно необходим для того, чтобы жизнь на Земле продолжалась. То есть Грета Тунберг и Еврокомиссия совершают самый настоящий самострел.
Повышение температуры на планете, конечно, имеет свои издержки, влияет на разнообразие и популяции живых организмов, но в общем и целом это положительное явление, и планета в плане климата движется к новому оптимуму Голоцена, то есть к самым комфортным для жизни условиям. Подробности и ссылки на научные данные можно узнать из большого материала «Церковь глобального потепления» журналиста, публициста и писателя Юлии Латыниной из «Новой газеты». Если резюмировать этот материал совсем коротко, то нет никакой проблемы изменения климата. Меняться – это единственное устойчивое свойство климата, и борьба с ним, мягко говоря, абсурдна.
Тем не менее пока алармисты побеждают, и скоро это ощутит каждый, кто хотя бы иногда выезжает из своей «деревни». Квотирование выбросов СО2 и торговля этими квотами приведут к резкому подорожанию международных воздушных и морских перевозок, так как их невозможно перевести на электротягу. Автомобили и железнодорожный транспорт, по задумке Еврокомиссии, должны стать полностью электрическими.
Производителей машин к переходу на электротягу подталкивают постоянно ужесточающиеся Евро-нормы, в которые всё сложнее вписать двигатели внутреннего сгорания, и ограничения выбросов СО2 по всему модельному ряду. С 1 января 2020 года в Европе вступят в силу новые требования, согласно которым среднее значение выбросов СО2 для парка новых легковых и лёгких коммерческих автомобилей не должно превышать 95 г/км. За каждый лишний грамм будет начисляться штраф в размере 95 евро. В пересчёте на объёмы выпуска машин в ЕС это, по прогнозам аналитического агентства JATO Dynamics, означает 33,6 млрд евро штрафов в год, которые съедят всю прибыль автопроизводителей. Надо ли объяснять, чем это грозит? Между тем, по состоянию на конец 2018 года, ни один автопроизводитель, кроме Tesla и Smart, не смог вписаться в плановые 95 г/км, а средний показатель по отрасли составил 120,4 г/км.
К 2030 году средний показатель выбросов СО
Тем временем, несмотря на стоны топ-менеджеров, европейский автопром медленно, но верно перестраивается на электрические рельсы. В ноябре Ангела Меркель лично открыла в немецком Цвиккау первый по-настоящему крупный европейский завод по выпуску электромобилей (здесь будут производить модели на фольксвагеновской платформе MEB), а заодно
По данным
Зарядная инфраструктура всё ещё слабо развита, а поездки на больше расстояния на электромобилях потребуют заметно больше времени, чем на машинах с ДВС, так как зарядка – процесс небыстрый. На мощных терминалах современные батареи можно подзарядить до 80% ёмкости относительно быстро (примерно за полчаса), но стоят такие терминалы слишком дорого и вдобавок при регулярном использовании сильно изнашивают батареи, то есть снижают их ёмкость. Меньше ёмкость – меньше пробег. На больших сроках службы даже самые совершенные электромобили пока сильно проигрывают машинам с ДВС. Перевод на электротягу коммерческого транспорта (магистральных грузовиков) вообще на данный момент представляется нерешаемой задачей – слишком дорого и неэффективно.
Отдельная проблема – утилизация пришедших в негодность из-за падения ёмкости литий-ионных батарей. Альянс Renault-Nissan, например, не знает, что делать со старыми батареями хэтчбеков Zoe и Leaf – то на фермы их отправляет запасать энергию, то ставит на прогулочные катера, а универсального промышленного решения нет. Что будет, когда изношенных батарей на рынке окажутся миллионы? Увы, алармисты об этом не задумываются.
Многие, кстати, надеялись на технологический прорыв в конструкции батарей: использование наноматериалов, в частности графена, сулило радикальное увеличение ёмкости, скорости зарядки и долговечности. К сожалению, прорыва пока не произошло, что стало, например, главной причиной
Выходит, что Еврокомиссия под истерические вопли алармистов готовится перевести автопром на несовершенную технологию, которая не нужна массовому потребителю и в перспективе станет ещё одной головной болью настоящих экологов – тех, кто против замусоривания планеты. Именно генерируемый человеком мусор мог бы стать объектом внимания Греты Тунберг и других неравнодушных к здоровью планеты граждан, но на первый план, к сожалению, вышли совершенно естественное глобальное потепление и совершенно безвредный СО2. Ясно, что планы Еврокомиссии и уж тем более алармистов, нереализуемые. Вопрос лишь в том, когда и в каком виде наступит отрезвление, и какую цену придётся за него заплатить европейской экономике, чьё состояние неминуемо отразится на экономике мировой. В общем, так или иначе нас это тоже коснётся, хотя, понятно, что сейчас о массовом распространении электромобилей в России речи идти не может.