Не так давно, накануне заседания совета директоров, мы рассказывали о рекомендациях экспертов, выполнение которых должно изменить вектор графика доходности Tesla, направив его вверх. В числе советов было исключение из совета директоров трех его членов, чья эффективность и соответствие занимаемой должности оспаривались экспертами, а также лишение Илона Маска должности председателя совета директоров, что должно было повысить производительность его работы на посту генерального директора Tesla. Однако на практике в последнюю неделю события развивались кардинально иным образом.
На заседании совета директоров акционеры Tesla поддержали предложения не сторонних аналитиков, а действующего руководства компании, которое вынесло на повестку дня сохранение за всеми топ-менеджерами их должностей. В итоге Маск продолжает работу в качестве CEO и председателя совета директоров – с инициативой по разделению его обязанностей выступил лишь один акционер, не нашедший поддержки. Состав совета директоров также не претерпел изменений: в Tesla подчеркнули, что считают рекомендованных к отстранению экспертов вполне квалифицированными.
На фоне такой единогласной уверенности и поддержки акции Tesla в минувшую среду показали десятипроцентный рост, который даже перекрыл падение их стоимости на 8% с начала года. Однако главным драйвером роста, очевидно, стало даже не это, а заявление Маска о том, что достижение к концу июня мощности производства в 5 000 экземпляров Model 3 в месяц «весьма вероятно». «Эти несколько месяцев были самыми изнуряющими и адскими в моей жизни… Но я думаю, мы движемся к цели», – так резюмировал генеральный директор ожидания на ближайшее будущее.
Увы, не всем сотрудникам Tesla нужно радоваться. На днях они получили письмо о грядущих сокращениях — Маск обнародовал его в своём твиттере. В качестве причины называется именно необходимость улучшения показателей прибыльности и общей эффективности, а также оптимизация расходов и сокращение издержек.
Учитывая, что за 15 лет существования Tesla ни разу не показала прибыли по итогам года, прибыльность – это явно не наша основная мотивация. Нами движет наша цель по ускорению всемирного перехода к возобновляемой чистой энергии, но мы никогда ее не достигнем, если не докажем, наконец, что можем быть стабильно прибыльными.
Кроме того, он подчеркнул, что сокращения не коснутся производственного персонала, и «резекция» штата не повлияет на планы по выпуску Model 3 на ближайшие месяцы. Сокращены будут сотрудники, «чьи обязанности дублируют друг друга», при этом, по словам Маска, у компании «по-прежнему существует потребность в производственном персонале».
Отметим, что массовое увольнение сотрудников будет проходить на фоне судебного разбирательства, связанного с предполагаемым нарушением компанией трудового законодательства США. Проблемы обозначились еще задолго до нынешнего заявления о сокращениях: сотрудник Tesla обратился в Национальное управление по вопросам трудовых отношений с заявлением о том, что компания нарушила его права – его попросили покинуть предприятие, узнав, что он раздает листовки с призывом к организации профсоюза. Итоговый список обвинений включает в себя «препятствование организации профсоюза, поддержание жесткой политики конфиденциальности, нарушающей права работников, попытки ограничить работников в обсуждении вопросов безопасности и контрмеры против сторонников организации профсоюза». Теперь компании придется доказывать в суде, что жалобы по меньшей мере трех ее сотрудников, обратившихся в Профсоюз работников автомобильной промышленности США (UAW), являются беспочвенными. В Tesla уже выступили с заявлением, что эти действия являются «попыткой очернить компанию и ее генерального директора».
Впрочем, на фоне реальных производственных задач, стоящих перед Tesla, все эти профсоюзные прения – возня в песочнице. У компании большие планы: презентация нового кроссовера, Model Y, производство которого намечено на 2019 год, а также организация производства грузовика Semi и нового поколения модели Roadster. Однако все эти планы могут осуществиться при одном условии: если Tesla Model 3 наконец-то выйдет на массовый уровень производства. В противном случае компанию ждёт крах.