Исходные данные:

  • неэффективное производство;
  • устаревшие модели;
  • скептическое отношение большей части россиян к автомобилям LADA.

Шведа пригласили, потому что ему уже один раз удалось вывести отечественного автомобильного гиганта из кризиса. Тогда речь шла о “Группе ГАЗ”, которая под руководством Андерссона обновила модельный ряд и превратилась из убыточной компании (минус 30 млрд в 2008-м году) в прибыльную (8,8 млрд в 2012-м). Что получилось и не получилось изменить за два года в АВТОВАЗ – читайте ниже.

Новые модели LADA

До 2014 года выпуском новых моделей на АВТОВАЗе потребителя радовали редко и с ощутимыми задержками от плановых сроков.

Когда я озвучил, что уже 1 ноября мы сварим первый кузов Lada Vesta, а это было месяцем ранее, в сроки не верили все, даже те, кто отвечал за процесс. Я дал команде сутки на сбор информации о причинах, которые могут повлиять на дату и вместе мы нашли решение. И справились.
Бу Инге Андерссон
президент АВТОВАЗа

За два года АВТОВАЗ выпустил 6 новых моделей: Kalina Cross, Largus Cross, Urban 4×4, Granta лифтбек, Vesta и Xray. Расширилось производство спортивных моделей, на рынок выведен самый мощный автомобиль в линейке Lada – Kalina NFR.

Реклама

Несмотря на падение рынка легковых авто в 2015 году почти на 40% на АВТОВАЗе и сейчас ведутся работы над новыми моделями — VESTA SIGNATURE, новое поколение LADA 4X4, VESTA в кузове универсал, модификации XRAY…

Многие недоумевали, зачем нужен Urban, говоря, что охотников и рыбаков (основной сегмент покупателей машины) не интересует «нарядный» экстерьер, наличие кондиционера, гидроусилителя руля и электрических стеклоподъемников с зеркалами. Я ответил тогда просто – не надо отталкиваться только лишь от мнения покупателей, которые у нас уже есть. Надо думать и о тех, кто ими еще не стал.
Бу Инге Андерссон
президент АВТОВАЗа

Решение о расширении модельного ряда и привлечении новой аудитории показало свою эффективность. Доля LADA на рынке в январе 2016 года выросла до 20%.

Реклама
Калина Кросс завоевала титул «Автомобиль года — 2015″ в номинации “универсалы повышенной проходимости”.

Флагман LADA

До появления Весты флагманом АВТОВАЗа негласно считалась Приора. Этот автомобиль не мог похвастать современным уровнем оснащения, системами безопасности, яркой внешностью и дизайном. Его выбирали за утилитарность и цену.

Реклама

В конце 2015 года стартовали продажи Lada Vesta. Прямого конкурента WV Polo, KIA Rio, Hyundai Solaris.

Несмотря на то, что автомобиль был создан в рекордно короткие сроки и на новой платформе, Веста получила максимальную оценку по безопасности – четыре звезды по методике ARCAP. Впервые среди всех отечественных автомобилей.

Мы ожидали высокого результата, создавая Vesta. В 2014 и 2015 годах инженеры Lada выполнили более 150 виртуальных и более 30 реальных краш-тестов. Максимальные четыре звезды рейтинга показывают, насколько высоки их компетенции. Впервые российская автомобильная промышленность создала автомобиль, который соответствует современным мировым стандартам безопасности без компромиссов.
Бу Инге Андерссон
президент АВТОВАЗа

За неполный месяц с начала продаж Веста вошла в Топ-25 российского авторынка, опередив такие авто, как Skoda Octavia и Volkswagen Jetta, а ещё месяц спустя взлетела на девятую строчку.

Реклама

Веста значительно продвинула российский инжиниринг – при её разработке по максимуму использовался собственный инженерный потенциал АВТОВАЗа, а молодое поколение технических специалистов получило в свои руки принципиально новую для АВТОВАЗа платформу, способную стать основой для целого ряда моделей на протяжении ближайших 10-15 лет.

Появление Весты на российском рынке спровоцировало уникальную для России ситуацию. Чиновники выбирают машины Lada в качестве служебных автомобилей. Мэр Тольятти Сергей Андреев пересел с Audi на Lada Vesta. Часть глав районов в аппарате главы республики Удмуртии поступили так же. А первым покупателем Xray в Самарской области стал губернатор Николай Меркушкин.

Реклама

Отличная машина, приемистая, легкая в управлении… Мне понравилась… Качество – на уровне мировых стандартов. Рабочие и инженеры по праву могут испытывать чувство гордости…
Владимир Путин
президент Российской Федерации

Качество автомобилей LADA

АВТОВАЗ выпускает автомобили четырех брендов: Lada, Renault, Nissan и Datsun. Каждая третья новая машина, проданная в России, сделана на заводах АВТОВАЗ. С едиными стандартами качества, теми же руками, на тех же производственных линиях.

Реклама

Вчера у нас в гостях был вице-консул Франции. Он был удивлен, узнав, что АВТОВАЗ – один из шести заводов по всему миру, который производит Renault и Nissan на одной линии. Мы – единственный завод в мире, одновременно производящий четыре бренда.
Бу Инге Андерссон
президент АВТОВАЗа

Сейчас автомобили LADA соответствуют стандартам Renault-Nissan. Два года назад об этом можно было только мечтать.

Геометрия кузова в 2013 – примерно 75%. К середине 2015 года – 95-96%.

Показатель прямого схода (STR) три года назад – 45-50%. Половина автомобилей отправлялась на доработку сразу после схода с конвейера. Сейчас показатель прямого схода равняется 92-94%.

Мы добились больших успехов в повышении качества… Если посмотреть на линию Granta-Kalina – она сейчас одна из лучших во всем Альянсе. Люди видят, что происходят улучшения. Я слышу от дилеров, что Lada Kalina Cross – более современный и качественный автомобиль.
Бу Инге Андерссон
президент АВТОВАЗа

За счет чего выросло качество Lada:

Реклама

Например, Веста и Икс-рей стали первыми моделями, которые на этапе валидации и предсерийных испытаний прошли 2 миллиона километров.

Образ LADA

За последние два года изменилось отношение к бренду Lada – сначала у тех, кто создает машины под этой маркой, потом у автолюбителей и журналистов.

Реклама

АВТОВАЗ научился не только делать качественные автомобили, но и рассказывать об этом потенциальным покупателям. Как?

Реклама

1

Бу Андерссон выбрал политику честности и доступности. Дни открытых дверей на заводе, экскурсии для журналистов и блогеров, многочисленные интервью и регулярные новости. Дав журналистам доступ к реальной информации, он помог Lada вернуться в информационное поле. СМИ начали писать о машинах, а не о стереотипах и мифах о ВАЗ – писать много и позитивно.

2

Диалог с автолюбителями и поклонниками марки. Автопробеги, выставки, конкурсы – для демонстрации автомобилей и новых ценностей бренда. Центр Удовлетворенности Потребителей – для поддержки клиентов и сбора пожеланий по улучшению автомобилей. Новая практика АВТОВАЗа – президент лично участвует во всех мероприятиях по представлению новых машин для покупателей и дилеров.

3

Обновление дилерских центров. Новый дизайн, стандарты работы сотрудников, персональный менеджер, улучшение логистики для доставки запасных частей. И лучшие условия для самих дилеров: когда дилеры чувствуют выгоду, они изменяют свой подход в общении с клиентами.

4

Реклама. Наконец-то. Профессиональные фотографии. Вирусные видеоролики. Макеты в журналах. LADA стала красивой и желанной.

Реклама

В Казани (на Чемпионате мира по водным видам спорта) мы потратили большую сумму денег, но нам удалось привлечь 200 тысяч человек. И мы сделали это так, что люди были удивлены – такого от Лады они не ожидали. Мы получили хороший результат.
Бу Инге Андерссон
президент АВТОВАЗа

Оснащение автомобилей LADA

В период с 2014 по 2016 годы на автомобилях Lada появились опции, которые по большей части ассоциируются с машинами более высокого класса. Два года назад на автомобилях Lada из “электронных помощников” покупатель мог найти разве что ABS. Теперь Лады могут быть оснащены: системой стабилизации (ESC), системой помощи при трогании в гору (HSA), противобуксовочной системой (TCS), системой распределения тормозных усилий (EBD), круиз-контролем и комплексом ЭРА ГЛОНАСС.

Реклама

Что касается удобства и комфорта, теперь у Lada есть модели, оснащенные камерой заднего вида, штатной навигацией, управлением кнопками на руле – это Vesta и Xray. Vesta уже в базовом оснащении имеет опции, которые недоступны в «базах» у некоторых конкурентов. Это регулировка руля по вылету и электропакет, включающий в себя обогрев стекол, зеркал, стеклоподъемники передних дверей и обогрев передних сидений.

Появились новые силовые агрегаты собственной разработки – коробка АМТ, дебютировавшая на Приоре в 2014 году, теперь устанавливается и на другие модели, вплоть до Весты и Иксрея, и новый 122-сильный мотор объемом 1,8 литра.

Реклама

Инженерные решения, примененные на Vesta и Xray, со временем найдут применение и на других моделях Лада. Уже сейчас идут работы по установке двигателя 1,8 мощностью 122 л. с. на Ларгус.

Эффективность LADA

В 2013 году производительность труда на АВТОВАЗе была крайне низкой – 20 автомобилей в год на одного работника. Такая ситуация сложилась из-за чрезмерно раздутого штата сотрудников компании.

Реклама

Что изменилось за два года?

1

Производительность

Линия «Калина/Гранта» – 48 авто в год на одного сотрудника в 2015 году. Линия В0 (Рено Логан, Сандеро и Сандеро Степвей, Ниссан Алмера и Ларгусы, Xray) – 42 машины.

2

Аппарат управления

Когда я пришел сюда, я увидел девять уровней руководителей, причем у многих их них еще было минимум по два заместителя. Теперь у нас пять уровней и никаких заместителей. У АВТОВАЗа было два офиса и 25 водителей в Москве. Теперь у нас один офис и 14 водителей
Бу Инге Андерссон
президент АВТОВАЗа

3

Ставка на российских специалистов

Бу Андерссон не стал продлевать контракт на оказание услуг в области инжиниринга от Renault, который обходился АВТОВАЗу в пять миллиардов рублей ежегодно. Президент подчеркнул, что у предприятия есть собственный штат отличных инженеров.

Общее количество иностранных топ-менеджеров за тот же срок сократилось с 50 до 11 человек – их участие в процессах обходилось АВТОВАЗу слишком дорого.

Я горжусь тем, что руководители всех 11 производств — из России. Крайне важно брать на работу местных жителей, если такая возможность и такие кадры есть.
Бу Инге Андерссон
президент АВТОВАЗа

4

Ежедневный контроль ключевых процессов

Реклама

Каждый рабочий день президент начинает с планерки на производственной площадке завода в 6:45 утра. Участвуют руководители проектов и производств, специалисты, отвечающие за поставки, качество, логистику, представители Альянса, профсоюза и специалисты по кадрам. Планерка проводится стоя. После планерки – обход конвейеров и производств, чтобы лично проверить положение дел на заводе.

Экспорт LADA

Ключевой успех 2015 года – АВТОВАЗ достиг договоренностей на ближайшие годы по поставкам автомобилей в страны дальнего зарубежья: Венгрию, Ливан, Сирию, а также страны Латинской Америки. Были подписаны контракты на поставку около 70 000 автомобилей.

Реклама

Для поставок за границу АВТОВАЗ привел автомобили Lada в соответствие Евро-6 и другим экологическим нормами и требованиями по безопасности.

Мы должны в этом году сконцентрировать больше усилий на развитии экспорта из России в другие страны. Команда АВТОВАЗа будет работать через свою обычную сеть дистрибуторов, но помимо этого альянс окажет помощь АВТОВАЗу в экспорте через дилерскую сеть Renault-Nissan.
Карлос Гон
президент и генеральный директор компаний Renault и Nissan