Масштаб бедствия, с которыми столкнётся автомобильная промышленность в связи с ужесточением европейских норм выбросов СО2 становится всё очевиднее. О том, чем обусловлено это ужесточение, мы подробно рассказывали в отдельном материале. Напомним, что с 1 января этого года среднее значение выбросов СО2 для парка новых легковых автомобилей в Европе не должно превышать 95 г/км. Для сравнения скажем, что в 2018 году средний показатель выбросов СО2 всех проданных в Европе новых легковых автомобилей составил 120,4 г/км.

Если есть превышение, то с производителя взимается штраф в размере 95 евро с каждой проданной машины за каждый лишний г/км. Этот год считается переходным, и норматив распространяется только на 95% парка. В следующем году нормативу должны соответствовать 100% парка новых машин, но касается это только крупных автоконцернов, продающих более 300 000 машин в год. Производители, продающие от 10 000 до 300 000 машин в год, должны сократить выбросы СО

Реклама
2 своего парка на 47% относительно показателя 2007 года. Те, кто продаёт от 1000 до 10 000 машин, будут договариваться с Еврокомиссией об индивидуальных нормах. Небольшие фирмы, у которых годовой объём продаж составляет менее 1000 автомобилей, освобождаются от принудительного соблюдения норм выбросов СО2.

То есть новые ограничения ударят в первую очередь по крупным компаниям, они и стали главным объектом внимания агентства PA Consulting. Его аналитики рассчитали, какие штрафы заплатят ведущие автоконцерны в Европе уже в 2021 году. Общая сумма составила 14,655 млрд евро. Больше всех заплатит концерн Volkswagen – 4,5 млрд евро, меньше всех – Toyota (18 млн евро), у которой расчётное превышение нормы составляет всего 0,2 г/км, что вообще можно списать на «погрешность измерений».

Прогноз штрафов за превышение норм выбросов СО2 в 2021 году

Производитель

Превышение выбросов СО2, г/км

Сумма штрафа, млн евро

Величина штрафа по отношению к операционной прибыли за 2018 год

Mazda

28,7

877

115,7%

Fiat Chrysler Automobiles

Реклама

27

2461

49,5%

Honda

25,2

322

5,5%

Ford

16,2

1456

39,0%

Volkswagen

12,7

4504

32,4%

Volvo

12,5

382

27,6%

Daimler

11

997

9,0%

Hyundai-Kia

7,7

797

28,9%

BMW

7,6

754

8,3%

Renault-Nissan-Mitsubishi

4,9

1057

12,4%

Jaguar Land Rover

4,4

93

404,3%

Groupe PSA

4

938

21,3%

Toyota

0,2

18

0,1%

Любопытно, что только немецкий журнал auto motor und sport объяснил, как именно рассчитывается предельная величина выбросов СО2 для каждого крупного автопроизводителя – ни на сайте Евросоюза, ни в публикации PA Consulting вы этой информации не найдёте. Оказывается, 95 г/км – величина условная, она лишь компонент формулы, которая выглядит так:

Х = 95 + 0,0457×(Y – 1372)

Расшифровка:

Х – искомая норма выбросов СО2, г/км

95 – базовая норма выбросов СО2, г/км

0,0457 – весовой коэффициент

Y – средневзвешенная масса проданных автомобилей, кг

1372 – средневзвешенная масса легкового автомобиля в ЕС по состоянию на 2015 год, кг

Учёт массы необходим для того, чтобы производство тяжёлых премиальных автомобилей не потеряло смысл – без этой корректирующей формулы штрафы были бы ещё больше.

Реклама

В расчётах PA Consulting учитывались также так называемые супер-кредиты, которые начисляются за plug-in гибриды, то есть модели, дающие менее 50 г СО2 на км, и которые позволяют компаниям продавать больше «грязных» машин, то есть тех, что выбрасывают более 95 г СО2 на км. В 2023 году супер-кредиты отменят, и всё сведётся к вышеозначенной формуле. Но выпуск гибридов по-прежнему будет иметь смысл, так как они позволят снизить средний показатель выбросов СО2, и именно на гибридах выехала Toyota – у неё таких машин больше всех.

Следующая иллюстрация показывает разрыв между расчётным (голубой цвет) и целевым (зелёный цвет) уровнями выбросов СО2, а серый цвет – это показатель по состоянию на 2018 год.

Как видно, некоторым производителями до целевых показателей – как до Луны пешком, но объём продаж всё-таки важнее, чем отклонение от нормы, потому что при схожем превышении в 4 г/км Jaguar Land Rover заплатит всего 93 млн евро штрафа, а Groupe PSA – в десять раз больше, то есть почти миллиард.

Реклама

И что же производители будут со всем этим делать? Объединяться! Правила ЕС допускают объединение показателей выбросов СО2 в общую отчётность нескольких компаний. Так FCA будет кооперироваться с Теслой, Mazda с Тойотой и так далее – всё это предмет торгов и переговоров.

Добавим, что к любому прогнозу нужно относиться скептически, ведь ни один аналитик точно не знает, сколько, например, Volkswagen продаст в следующем году своих электрических хэтчбеков ID.3. Этого не знает даже сам Volkswagen, а потому, наверное, откладывает нужную сумму на углеродный штраф – после дизельгейта ему не привыкать.