Мы собрали здесь всё, что вы хотели знать о Lada Vesta, пожалуй, главном российском хите 2010-х. Цифры, факты, нюансы, подробности — всё о Весте от первых прототипов до старта продаж.
25 сентября 2015 года — день старта серийного производства Lada Vesta на предприятии Lada Ижевск. В этот день сайт Kolesa.ru организовал онлайн-трансляцию со старта производства Весты, подготовил тест-драйв Lada Vesta, дополненный видеосюжетом, и взял комментарий Бу Андерссона прямо из-за руля Весты. Позднее, в октябре, наша редакция провела сравнительный тест Lada Vesta, Kia Rio и Hyundai Solaris.
Итак, производство Весты началось, а вслед за этим стартовали и продажи — с Vesta Night мы также провели трансляцию. Кстати, у Lada Vesta есть промо-сайт. Здесь же — обо всём по порядку. Разберём все аспекты, так или иначе связанные с Вестой.
Платформа Lada Vesta
Lada Vesta построена на новой платформе. Российские инженеры работали совместно с коллегами из Renault-Nissan. Главный архитектор проекта Вадим Евдокименко говорит, что Веста является развитием проекта "Lada C", существовавшем на АВТОВАЗе в середине 2000-х. "Тележку" и кузов доработали под новые требования, часть элементов упростили и облегчили, часть — наоборот, усилили. Однако эта "эволюция" — не заимствование, а, скорее, переосмысление опыта: ни одной детали в первоначальном виде на Весту не перекочевало.
Платформа Весты называется Lada B, на ней будут строиться все новые модели Lada B-класса. Закладываемый "срок жизни" её — не менее 15 лет. "Тележку" планируется развить до "Lada С" — основы для более крупных моделей.
Дизайн Lada Vesta
Внешность родилась в дизайн-студии АВТОВАЗа, которой руководит Стив Маттин. Веста — первая модель с новым фирменным стилем Lada, воплощённом в концепте 2012 года Lada XRAY. В начале августа 2014 года в Сети появились "шпионские" фото Vesta без камуфляжа, а в конце того же месяца АВТОВАЗ представил концепт Весты на ММАС.
"Шпионерия" не утихла, а начала набирать обороты. В мае 2015 года опубликованы
снимки предсерийного экземпляра "Весты", на которых изображена корма седана, рычаг КПП и стояночный тормоз. А в июле заканчивающая испытания
закамуфлированная Vesta снова была поймана фотошпионами в Тольятти.
После этого АВТОВАЗ, в духе последних тенденций, подхватил тему "шпионерии", проведя тест-драйв с участием Бу Андерссона и главы Татарстана Рустама Минниханова, обкатавших на улицах Казани предсерийные
Vesta и Xray в стильном камуфляже.
Особенности конструкции Lada Vesta
Мотор и рулевая рейка закреплены на подрамнике, сделало рулевые реакции отточенными и сказалось на виброкомфорте. Передняя подвеска — оригинальная, независимая, McPherson, с углом кастора в 5º, с нижними штампованными L-образными рычагами — таким образом, остались преимущества компактности "качающейся свечи", но по сравнению с прежними Lada (где два кованых рычага), подвеска стала легче, снизились шумы, улучшилась управляемость (за счёт большей поперечной жёсткости) и плавность хода (за счёт большей продольной податливости ввиду "мягкого" заднего сайлент-блока). Задняя — полузависимая, заимствованная у Renault, но лишь частично. Во взятой с электромобиля Renault ZOE балке пришлось на 50 мм удлинить соединитель (основная часть балки, связывающая рычаги), ведь крепления балки к кузову определяют расстояние между лонжеронами, а значит, и ширину багажника.
Импортными являются: панели пола, рулевой механизм с электроусилителем, радиатор, "климат" и вся электрика с управлением светом на подрулевых переключателях. Оригинальные: кузов, "передок" с подрамником и подвеской на L-образных рычагах, рулевое колесо, компоновка салона и бензобак на 55 литров. По данным "
Авторевю", по проекту на заново разработанные элементы приходилось около 50%, почти треть — на компоненты Альянса, а около 20% — на силовой агрегат, который может быть как отечественным, так и иностранным.
Привод — передний, но будут и версии 4х4. Тормоза — дисковые спереди, барабанные сзади. Веста будет первой моделью Lada, которая
получит пятилетнюю гарантию, а ещё брелок с выкидным "жалом" ключа. Программа предсерийных испытаний предусматривала
2 миллиона тестовых километров.
Испытания хэтча на АВТОВАЗе хотели начать в одно время со стартом продаж седана — в конце 2015 года. Однако пятидверка, которая изначально должна была появиться в производстве в 2016 году, задержится с выходом аж до начала 2018 года. Об этом говорит
график выхода новых и обновлённых моделей, опубликованный в конце июня 2015 года. Он не претендует на предельную точность, но смещение даты выхода хэтчбека указано слишком серьёзное, чтобы его можно было не принимать в расчёт.
По графику, седан должен был быть единственным вариантом кузова до лета 2017 года, когда к нему присоединится универсал. Однако в августе 2015, Андерссон назвал более сжатые сроки:
универсал появится примерно через год после старта седана. Также президент заявил, что
универсал стал приоритетнее хэтча по просьбам клиентов. Только после универсала и его кросс-версии появится хэтч Весты. Вероятно, на этот шаг пошли, чтобы не создавать конкуренцию "высокому хэтчу"
Lada Xray в начале его выпуска.
В феврале 2015 года прошла закрытая презентация, где журналистам показали варианты кузова Весты. Облик оказался близким к концепту, но диски колёс сменились с 17-дюймовых на серийные 16-дюймовые в люксе, у простых версий — 15". У седана чуть приподнялась задняя часть крыши — для простора в зоне головы задних пассажиров. С этой же целью подушка заднего сиденья была опущена — и по сравнению с концептом, и по сравнению с "пилотами", собранными в феврале 2015 года на Иж-Авто.
Безопасность Lada Vesta
Активная: Vesta имеет пакет ABS+ESС Bosch новейшего поколения даже в самой простой комплектации. 3 июля 2015 года
в Самаре запустился завод Bosch, начавший выпуск ABS и ESС для Vesta.
Пассивная: Vesta в "топе" будет оснащаться 4 подушками безопасности — появятся боковые подушки в передних сиденьях, как на люксовых Priora. На версиях попроще — 1 или 2 подушки.
По прогнозам вазовцев, Vesta должна была пройти краш-тест Euro NCAP на уровне лидеров класса — 4 звёзды. В итоге российский автомобиль оказался даже
безопаснее Hyundai Solaris и Ford Focus.
Размеры Lada Vesta
Габариты концепта составляли 4 410 х 1 764 х 1 497 мм. База — 2 635 мм. Колея — 1 510 мм. Серийный седан совпал с концептом по габаритам, а объем багажника составил 480 литров. Длина хэтчбека составит 4 250 мм. В июле 2015 года сайт Kolesa.ru провёл исследование
габаритов бюджетных автомобилей и выяснил, что Vesta — один из самых просторных и потенциально самых выгодных для владения вариантов.
Двигатели Lada Vesta
Планировалась линейка двигателей Евро-5, от 87 до 114 л.с., базовым должен был стать известный 8-клапанный. А 106-сильный мотор ВАЗ-21129 — эволюция двигателя 21127 с новой подвеской и изменяемой длиной впуска. В линейку войдет и мотор Nissan HR16DE с объёмом 1.6 л. и мощностью 114 л.с.
Lada Vesta на Off-Road Show в Москве, август 2015 года
Появление нового вазовского мотора 1.8 л, 123 л.с. на Весте "всерьёз рассматривалось" и было
подтверждено с осени 2016 года, а производство таких моторов анонсировано на
декабрь 2015-го. Vesta Sport будет мощнее — по данным Kolesa.ru, порядка 140 л.с.
Для "Весты" предусмотрены двухтопливные системы "бензин-метан", и в октябре 2015-го была
представлена Lada Vesta CNG; до конца 2015 сделают
300 таких машин. Нельзя исключать и появления гибридных версий — бензо-электрические установки испытаны и омологированы для Lada Granta с AMT.
3 июля 2015 года "Волжский автостроитель" сообщил, что
на заводе начат выпуск двигателей под индексами 11189 и 21129 — соответственно, 87-сильного и 106-сильного моторов. Однако в итоге
для Весты оставили только мощные моторы, которые доведут
до норм Euro-6.
Трансмиссия Lada Vesta
Машины с российскими моторами будут оснащаться двумя коробками передач — МКП и АМТ, которая будет идти в паре с мотором мощностью в 106 л.с. Эта коробка
является российской разработкой совместно с ZF.
МКП будут только французские — 5-ступенчатые Renault JH. Они дороже вазовских на 3 000 рублей (на начало 2015), но лучше по виброакустике и чёткости. Старт производства агрегатов Renault в Тольятти
было анонсирован на 15 марта 2015 года. 15 июня стало известно, что будет ещё и
вариатор!
Комплектации Lada Vesta
Три уровня оснащения — "Классик", "Комфорт" и "Люкс". Но
заявленных комплектаций — 12, с возможностью расширения за счёт пакетов опций.
Состав базовой комплектации был раскрыт заранее:
• регулировка рулевой колонки по наклону (в более дорогих комплектациях есть регулировка по вылету);
• антиблокировочная система тормозов, ABS;
• система стабилизации, ESP;
• три L-образных задних подголовника.
У Весты есть система экстренного реагирования ЭРА-ГЛОНАСС, отправляющая сигнал спасательным службам при ДТП, позволяющая вести удаленную диагностику автомобиля, заблокировать двери или завести мотор и следить за угнанным автомобилем.
ЭРА-ГЛОНАСС будет уже в базовой версии Lada Vesta.
В ряде комплектаций Веста получит регулируемое по высоте водительское сиденье.
Заранее анонсированы: мультимедиа, навигация, камера заднего вида, обогрев сидений, зеркал и лобового стекла, парктроник, датчики дождя и света. После старта производства машины АВТОВАЗ опубликовал
полный список новых опций Весты.
Было объявлено, что
первые Весты будут выпущены с двигателем 1.6 л., 106 л.с., а также что
базовые Весты получат шины от "Белшина" диаметром 15 дюймов, топовые версии — Continental на дюйм больше. Появившиеся 16 ноября 2015 года сообщения
о полном составе комплектаций Lada Vesta, по сути, консолидировали уже опубликованную ранее информацию.
24 ноября 2015 года был объявлен
полный прайс на Весту, чему предшествовало объявление цены за базу — 514 000 рублей — однако продажи начались
со средних версий; появление "базы" анонсировано
на 2016 год.
Российский пакет Lada Vesta
• оцинковка внешнего слоя кузова с 6-летней коррозийной стойкостью (впервые на Lada);
• конструкция дверей, исключающая попадание снега при открывании;
• вместительный бензобак на 55 литров (точно такой же получит кроссовер Xray):
• энергоемкая и долговечная подвеска, настроенная на баланс управляемости, устойчивости и плавности; ход сжатия/отбоя передней — 82/88 мм, задней — 100/100 мм.
•высокий клиренс — 171 мм при полной загрузке;
• защита от гравия на порогах и днище;
• двигатели откалиброваны под российские условия;
• защита силового агрегата и подкапотного пространства.
Цвета Lada Vesta
Предусмотрено три "стоковых" цвета, в которые красится идущий с ней по одной производственной "нитке" Nissan Sentra — черный, белый, серебристый. Для Весты разработаны и уникальные цвета, которых будет не менее пяти, а оборудование на "Иж-Авто" позволяет 18 вариантов окраски. По словам Михаила Рябова, на начало мая было
согласовано девять цветов. В одном из них седан
сфотографировали "шпионы".
5 марта 2015 года
АВТОВАЗ запустил на своём официальном сайте голосование, предложив выбор из 12 вариантов цвета Весты. В тот же день сайт Kolesa.ru запустил свой опрос "
Какой цвет идёт Lada Vesta больше?". За первую неделю в голосовании приняли участие порядка 8 000 человек, а в лидерах рейтинга цветов оказались коричневый металлик (14,16%), белый, (12,72%) серый металлик (11,81%).
Финальные результаты опроса по цветам повторили этот расклад. В конце марта с подачи сайта Kolesa.ru
Lada Vesta примерила полицейскую ливрею. В июне в Сеть попали фото, сделанные на "Иж-Авто" и рассекречивающие цвета
"Мистери", "Лимон" и "Аметист".
В ноябре 2015 года стало известно, что доплата за
люксовый цвет "Лайм" составит 19 000 рублей.
В течение первого года производства седана планировалось достичь
уровня локализации в 75%. В начале марта 2015 года Бу Андерссон провёл
встречу с поставщиками комплектующих для Lada Vesta. В апреле президент АВТОВАЗа, говоря о ценах на Весту, назвал
более скромную цифру локализации, всего 65%, а в июле заявил, что
65% локализации — это цель. Но уже в сентябре он сообщил в "Волжском автостроителе", что локализация Весты составляет 71%.
Показательная
сборка Lada Vesta по серийной технологии была проведена 6 февраля 2015 года. Журналистам показали производство и некоторые процессы сборки седана. Вслед за этим появилось изображение пилотного экземпляра Весты, собранного на конвейере.
13 марта директор Lada Ижевск Михаил Рябов заявил, что идёт
изготовление предсерийной партии S-Lot 2, в которой планируется создать 18 автомобилей и 6 кузовов. А в конце марта обострились "шпионские страсти" — в Сеть попали
фотографии интерьера предсерийной Весты.
В феврале концепты
Lada Xray и Vesta осмотрел премьер-министр России Дмитрий Медведев. Следующим этапом должен был стать
"потребительский тест-драйв" в марте 2015 года, но этого не произошло —
журналистам дали покататься только в октябре. В октябре же серийную
Весту опробовал Владимир Путин.
До конца 2015 года планируется выпустить порядка 5 000 экземпляров седана — цифра была озвучена в апреле 2015 года. До старта продаж, который запланирован на ноябрь,
будет собрано 1 600 Вест. 1 июня 2015 года президент АВТОВАЗа Бу Андерссон заявил, что под проекты Vesta и XRAY будут осуществлены инвестиции
в размере 30 млрд рублей. Старт серийного выпуска деталей для Lada Vesta был
запланирован на август 2015 года, а производство первых образцов таких деталей — на июнь. В конце августа 2015-го АВТОВАЗ заявил, что
в первое время Весту получат только 60 лучших дилеров.
Целевая группа Lada Vesta
Это люди возрастом 25-45 лет, преобладают семейные, но есть и молодёжь. Веста — первая Lada, разработанная строго под требования потребителей. По гендерному признаку покупатели делятся пополам — мужчин и женщин примерно 50/50. Веста привлекает новых клиентов — 80% потенциальных покупателей не владели автомобилем Lada... В октябре 2015 года один из поклонников нового автомобиля
оцифровал Весту для Minecraft.
Конкуренты Lada Vesta
Веста одна из самых крупных в классе В+, но чуть компактнее гольф-седанов. Практически равная по длине (4410 мм) лифтбеку Skoda Rapid, по размеру колёсной базы (2636 мм) Веста на 5-8 сантиметров превосходит Renault Logan, Hyundai Solaris, KIA Rio и VW Polo. При настройке подвески было два ориентира — VW Polo (управляемость) и Hyundai Solaris (надёжность). Подвеску доработали, что позволило добиться хорошего баланса свойств.
В июле 2015 года мы
сравнили Весту с конкурентами по ключевым параметрам. В сентябре шеф-дизайнер Kia
назвал Vesta сильным конкурентом Rio. В октябре
46% высказались за покупку Lada Vesta. Старт продаж был анонсирован на
25 ноября 2015 года. 18 октября был опубликован
начальный список дилеров. За первые сутки была продана вся первая партия из 1000 машин.
За две недели Веста
стала бестселлером, обогнала
по популярности i-phone и Армату, появилась возможность купить её
в кредит, трейд-ин или в
лизинг. Веста снялась в фильме "
Свой путь" и в ролике
о преимуществах.
В ночь старта продаж редакция Kolesa.ru приобрела Весту и запустила проект "
Vesta 100".